Гераклит Эфеский

Греческий философ конца 6-ого столетия до Р.Х., Гералит (Heraclitus) из Эфеса (около 544-480 г. до Р.Х.) критикует своих предшественников и современников, чтобы они отказались усматривать единство из опыта. Он объявил о постоянном Слове (Логосе), согласно которыму все вещи одинаковы, в некотором смысле. Противоположности необходимы для жизни, но они объединены в системе уравновешенных обменов. Сам мир состоит из подобного закону обмена элементами, символизируемыми огнем. Таким образом, мир не должен быть идентифицирован ни с каким специфическим веществом, а скорее с продолжающимся процессом, которым управляет закон изменения. Основное естественное право природы также проявляется как моральный закон для людей. Гераклит — первый Западный философ, который пойдет вне физической теории в поисках метафизических оснований и моральных заявлений.

1. Жизнь Гераклита

Гераклит жил в Эфесе, важном городе на Ионийском побережье Малой Азии, недалеко от Милета, места рождения философии. Мы ничего не знаем о его жизни кроме того, что может быть подобрано из его собственных утверждений, поскольку все древние биографии его состоят из не чего иного как выводов или воображаемых построек, основанных на его высказываниях. Хотя Платон думал, что он писал после Парменида, более вероятно, что он писал до Парменида. Поскольку он критикует по имени важных мыслителей и авторов, с которыми он не соглашается, но при этом он не упоминает Парменида. С другой стороны, Парменид в его стихотворении возможно повторяет слова Гераклита. Гераклит критикует мифологию Гомера и Гесиода, так же как философов Пифагора и Ксенофана, а также историка Гекатея. Все эти крупные мыслители процветали в 6-ом столетии до Р.Х. (или ранее) и предлагли дату жизни Гераклита в конце 6-ого столетия.

Хотя он и не говорит подробно о его политических представлениях в существующих фрагментах, Гераклит, кажется, отражает аристократическое презрение к массам и одобряет правление нескольких мудрецов, например когда он рекомендует, чтобы его сограждане повесились, потому что они выслали своего наиболее видного руководителя (DK22B121). Сам же Гераклит принадлежал старому царско-греческому роду. Но поскольку власть царей в Эфесе в его время была уже давно свергнута, то ему остались лишь некоторые функции жреца, от которых он отказался, оставив их брату.

Он жил бедно и одиноко, а в последние годы своей жизни заболел водянкой и умер примерно в возрасте 60 лет. Ещё в древности он был прозван «Тёмным» (поскольку считал что его устами говорит то ли оракл, то ли Сивилла, и старался быть загадочным) и «Плачущим» (поскольку плакал глядя на несовершенство человеческой жизни).

2. Теория Познания

Гераклит видит значительное большинство людей непонимающими. Большинство людей как лунатики проходят через жизнь. Но всё же опыт слов и дел может просветить тех, кто является восприимчивым к их значению.

С одной стороны, Гераклит рекомендует ощущение: «вещи, которые видимы, слышимы, позноваемы, я предпочитаю» (DK22B55). С другой стороны: «Бедные свидетели мужчин — свои глаза и уши, если у них есть варварские души» (DK22B107). Варвар — тот, кто не говорит на греческом языке. Таким образом, в то время как ощущение кажется необходимым для того, чтобы понять, но если мы не знаем правильный язык, мы не можем интерпретировать информацию, которую предоставляют чувства. Гераклит не делает детальный и систематический отчет о соответствующих ролях познания и причины в знании. Но мы можем изучить кое-что из его манеры выражения.

Описывая практику религиозных пророков, Гераклит говорит: «Бог, которого оракул в Дельфах ни показывает, ни скрывает, но даёт знак» (DK22B93). Точно так же Гераклит не показывает или скрывает, но производит сложные выражения, которые закодировали в них многократные сообщения для тех, кто может интерпретировать их. Он использует игру слов, парадоксы, антитезы, параллели, а также различные риторические и литературные устройства, чтобы построить выражения, у которых есть значения вне очевидного. Эта практика, вместе с его акцентом на Слово (Логос) как принцип заказа мира, предполагает, что он видит свои собственные выражения как имитации мира с его структурной и семантической сложностью. Чтобы прочитать Гераклита и понять его, читатель должен решить словесные загадки, и учиться решать эти загадки означает учиться читать проявления мира. Гераклит подчеркивает индуктивный, а не дедуктивный метод познания мира, который рационально структурирован.

Для тех, кто может различить его, у Логоса есть наиважнейшее сообщение, чтобы передать:

«Слушая не меня, но с Логосом, мудро согласиться, что все вещи одины» (DK22B50).

Это возможно главный посыл гераклитовского учения — объяснить, в каком смысле все вещи — одно.

3. Поток и Единство Противоположностей

И согласно Платону и согласно Аристотелю, Гераклит придерживался чрезвычайных взглядов, которые привели к логической бессвязности. Поскольку он считал, что (1) все постоянно изменяется и (2) противоположные вещи идентичны, так, чтобы (3) все было и не было в то же самое время. Другими словами, Универсальный Поток и Идентичность Противоположностей влекут за собой опровержение Закона Непротиворечия. Платон указывает источник доктрины потока:

«Гераклит, я верю, говорит, что все дела идут, и ничто не остается, и сравненил существование с потоком реки, он говорит, что Вы не можете ступить дважды в ту же самую реку» (Cratylus 402a = DK22A6).

То, что фактически говорит Heraclitus, является следующим:

На тех, которые ступают в реки, остающиеся то же самое другой и другой поток вод. (DK22B12)

Есть антитеза между ‘тем же самым’ и ‘другим’. Предложение говорит, что различные воды текут в реках, остающихся то же самое. Другими словами, хотя воды всегда изменяются, пребывание рек то же самое. Действительно, это должно быть точно, потому что воды всегда изменяют это есть реки вообще, а не озера или водоемы. Сообщение — то, что реки могут остаться то же самое в течение долгого времени даже при том, что, или действительно потому что, воды изменяются. Пункт, тогда, не то, что все изменяется, но что факт, что некоторые вещи изменение делают возможным длительное существование других вещей. Возможно более широко, изменение в элементах или элементах поддерживает постоянство высокоуровневых структур. Что касается предполагаемой доктрины Идентичности Противоположностей, Heraclitus действительно верит в некоторое единство противоположностей. Например, «Бог — ночь дня, зимнее лето, военный мир, голод насыщения…» (DK22B67). Но если мы выглядим ближе, мы видим, что рассматриваемое единство не идентичность:
Поскольку та же самая вещь в нас живет и мертвая, просыпаясь и спя, молодой и старый. Для этих вещей, переезжавших, те, и наоборот те, которые переезжают, являются ими. (DK22B88)
Второе предложение в B88 дает объяснение первого. Если F — то же самое как Г, потому что F превращается в Г, то эти два не идентичны. И Heraclitus настаивает на правде здравого смысла изменения: «Холодные вещи нагреваются, горячее остывает, влажный становится сухим, сухой становится влажным» (DK22B126). Этот вид взаимного изменения предполагает неидентичность сроков. То, Что Heraclitus желает поддержать, не является идентичностью противоположностей, но факта, что они заменяют друг друга в ряду преобразований: они — взаимозаменяемый или transformationally эквивалент.

Добавить комментарий